Была ли всеобщая мобилизация?

Результаты голосования у нас в Сарове на выборах депутатов Законодательного собрания области для многих оказались неожиданными. Еще бы. Наибольшее количество голосов набрала КПРФ. Правящая «Единая Россия» хоть и немного (менее 1%), но проиграла. А ведь пять лет назад на предыдущих выборах в Заксобрание картина, казалось бы, совсем была другая.

У нас, правда, и тогда не было выдающегося результата в голосовании за «ЕР» (39,54%), но сходные цифры оказались и в других городах области. Главным для ЕР было устойчивое преимущество перед КПРФ (чуть более 15%), что позволяло ощущать себя безусловным лидером электоральных предпочтений.

Так что же изменилось за пять лет? Неужто Саров переживает ренессанс коммунистической идеи? Или, может быть, дело в том самом протестном голосовании, которым обычно объясняют высокие результаты оппозиционных партий?
Но ведь, скажем откровенно, мотивов для протестного голосования в Сарове меньше, чем где бы то ни было. Средние доходы основной электоральной группы города – сотрудников Ядерного центра – таковы, что большинство других о них могут лишь мечтать.
Так вот, если мы сравним нынешние результаты голосования с результатами пятилетней давности, то окажется, что они изменились очень мало. Как парадоксально это ни прозвучит. Попробую показать на цифрах.

Против всех вместе

В 2006 году в голосовании приняло участие 20382 саровчанина (27%), сейчас – почти 34%, или 25952 человека. То есть «припек» в активности горожан составил пять с половиной тысяч человек.
В 2006 году за «ЕР» подано 8060 голосов, в 2011 – 9023. Почти на тысячу голосов больше. А что с другими партиями?
«Справедливая Россия» на нынешних выборах получила 2265 голосов. В 2006 году ее в бюллетенях не было, но были партия Пенсионеров и партия Жизни, впоследствии в эту самую «Справедливую Россию» и объединившиеся.
Так вот, «пенсионеры» и «жизнь» суммарно получили в 2006 году 2448 голосов. Результат весьма близкий к нынешнему, не так ли?
Теперь ЛДПР. Сегодня за нее проголосовало 4705 человек, а в 2006 году – 1594. Трехкратный рост! Однако стоит вспомнить, что в выборах 2006 года участвовал еще и «Союз правых сил», получивший 1036 голосов. Кроме того, в последний раз присутствовала графа «Против всех», в которой отметились 1937 саровчан.
Вполне допускаю, что бывшие сторонники СПС, с учетом личностей кандидатов, выставленных ЛДПР на данных выборах, могли отдать голоса за ЛДПР. И это не просто голое предположение.
А те, кто ходил ранее голосовать «Против всех», почему бы им не прийти сегодня? Голосовать они, конечно, будут не за правящую партию и не за коммунистов. Так почему не за ЛДПР?
И если мы примем предлагаемую гипотезу, то соответствующая сумма составит 4567 голосов. Разве это сильно отличается от нынешних 4705?
И, наконец, у КПРФ было 4982 голоса, стало – 9193. В плюсе 4200 голосов.
Фактически получается, что львиная доля увеличения избирательской активности преобразовалась в голоса, поданные за КПРФ. Судя по всему, так оно и случилось. И это свидетельствует о том, что наша местная организация КПРФ смогла использовать весь свой ресурс для мобилизации всех своих сторонников. В этом им стоило бы отдать должное, тем более что это не административный ресурс, а чисто организационный.
А что же тот самый пресловутый административный ресурс, в применении которого действующую власть упрекают всегда? У меня сложилось стойкое убеждение, что на городском уровне никакого административного ресурса не задействовалось. Ибо что такое адмресурс? Это принуждение путем убеждения или запугивания различных электоральных групп к голосованию соответствующим образом. А также создание препон «посторонним» кандидатам в проведении предвыборной кампании. Ничего подобного в городе не зафиксировано.

Выиграл за счет «деревни»

Итак, голосовали практически так же, но результат принципиально иной. Так почему проиграла правящая партия?
Без анализа персоналий как по одномандатному округу, так и из списка, здесь не обойтись.
Кандидат-одномандатник В.Жигалов свои два срока в ОЗС уже отсидел. Баллотироваться в третий раз всегда сложно (знаю по себе), так как избиратели устают от «старых» лиц, им хотелось бы новых. Особенно если никаких реальных результатов депутатской деятельности в сознании электората не зафиксировано.
Я знаю, что перед началом избирательной кампании главы администраций Дивеевского, Вознесенского районов и города Сарова направили областному руководству ЕР предложение включить В.Жигалова в партийный список, но не выставлять в качестве одномандатника. И вероятно, у них были какие-то объективные причины для подобного предложения, раз рискнули вызвать неудовольствие областных партийных руководителей, которые не любят, когда принятые ими решения подвергаются сомнению. Но это предложение не было принято.
Конечно, по округу №15 В.Жигалов в итоге выиграл. Но, будем откровенны, в нынешней ситуации это было неизбежно. Ведь речь ведется не о выигрыше как таковом, а о количестве набранных процентов.
Поэтому еще два момента. За партию было подано на тысячу голосов больше, чем за ее кандидата-одномандатника. И главное, в Сарове-то кандидат от ЕР проиграл кандидату от КПРФ семьсот голосов. А если исключить участки, где голосовала дивизия, этот проигрыш составил бы все полторы тысячи голосов. Сама ЕР в городе тоже проиграла. Но намного меньше – 170 голосов. Таким образом, В.Жигалов выиграл, грубо говоря, за счет «деревни». Это впервые в истории нашего города. Обычно наши кандидаты за счет «деревни» проигрывают – вспомнить хотя бы двукратное участие в выборах ГД Б.Певницкого.
Теперь о партийном списке ЕР. Известно, что во главе его стоял губернатор. Известно также его пожелание, чтобы во главе нашего «кустового» списка находился директор Ядерного центра. Однако в итоге партсписок возглавил заместитель научного руководителя ВНИИЭФ С.Гаранин.
Не хочу сказать абсолютно ничего плохого о Сергее Григорьевиче, но он все же не первое лицо. К тому же, насколько известно, никогда тягой к партийной деятельности не отличался. Он ученый.

Мелочам – особое внимание

Чтобы сделать правильные выводы из поражения, нужно иметь смелость говорить всю правду до конца. А она такова, что отношение коллектива Ядерного центра к Владимиру Ивановичу Жигалову довольно-таки своеобразное. И это отношение усугубилось привходящими обстоятельствами.
По словам некоторых сотрудников института, присутствовавших на встречах с кандидатом, им эти встречи категорически не понравились. Кандидат как бы снисходил до слушателей, популярно поясняя им, неразумным, почему за него обязательно нужно проголосовать. Судя по всему, энтузиазма у слушателей это не вызвало.
Выборы – штука жесткая, и нужно понимать, что мелочей здесь не бывает. Мы пока не США и даже не Европа, где на это, возможно, и не обратили бы внимания. Но когда у нас обнародован годовой доход в сумме 15 млн рублей (кстати, почти в три раза больший, чем у губернатора, и более чем в три – у заместителя научного руководителя), то кого-то это вдохновляет, а кого-то придавливает.
Сам был свидетелем, как некоторым бабушкам от порядка цифр чуть ли не плохо становилось возле кандидатских списков на избирательных участках. Дедушки, как им и полагается, оказывались крепче, выражая свои эмоции преимущественно в ненормативной форме.
Что в сухом остатке? Результаты выборов предопределило «вялое» в нем участие сотрудников Ядерного центра. ВНИИЭФ, впрочем, всегда своим участием или неучастием предопределяет итоги выборов в городе. Хотя бы потому, что такого массива электората (~18000 человек) в городе больше нет.
Во всей муниципальной сфере, включая образование, трудится около 9 тысяч. Ну еще «Обеспечение» около трех тысяч плюс КБ-50 – тысячи две. Весь остальной электорат более дробный.
Чтобы быть правильно понятым: я вовсе не считаю, что внииэфовцы должны все как один голосовать за рекомендуемых им кандидатов. Мы все это проходили, и ни к чему хорошему это не привело. Более того, я считаю, что каждый внииэфовец, равно как и любой другой гражданин России, вправе принимать решение лично: за кого ему голосовать и ходить ли на выборы вообще.
Вопрос в другом. Сделали ли представители правящей партии все, чтобы убедить внииэфовцев в необходимости поддержки предлагаемых ими кандидатур? И сделали ли это правильно? Или, может, они посчитали, что результаты так называемого праймериз ЕР и есть истинное отражение предпочтений избирателей?
Мой ответ, надеюсь, из изложенного ясен. А уж какие выводы сделает сама местная ячейка ЕР – это ее дело.

Послесловие

Если же выходить за пределы города и нашего избирательного округа, то очевидно, что ЕР действительно испытывала в ходе этих выборов немалые трудности. И не только в Нижегородской, но и в других областях.
ЕР несет крест правящей партии. А крест этот заключается в том, что правящая партия ответственна за все проблемы страны.
А проблем этих хватает: рост цен, тарифы на энергоресурсы, налоги, затянувшиеся процессы реформирования всего. Да вы их не хуже меня знаете.
И хотя большинство проблем должно решаться начиная с высшего уровня власти, но на результаты голосования даже в любом сельсовете они влияют.
И это тоже надо понимать.

Петр Хвень

Комментарий
То, что выборы прошли в спокойной обстановке, хорошо. То, что явка была очень маленькая, – это плохо, ведь выборы и референдумы – это тот случай, когда жители могут высказать свое мнение.
Понятно, что путем голосования жители дали понять, что их беспокоят многие проблемы. И выборы в целом по стране показали, что проблемы носят системный характер, что это свойственно не только Сарову. Это сигнал для руководства всех уровней и для партии «Единая Россия»: надо больше уделять внимания вопросам, которые высветились.
У нас в городе, наверное, четыре направления: рост цен после неурожая и жары 2010 года, тарифы ЖКХ, цены на ГСМ и налоги, диспропорция в уровне заработной платы.
Мы еще раз убедились, что все понимают ситуацию одинаково. Могу сказать, что руководство города и партии «Единая Россия» чувствует население. И все понимают, что проблемы не так легко решать, но этим надо заниматься.

Петр Шульженко,
глава города, заместитель директора РФЯЦ-ВНИИЭФ, руководитель саровского отделения партии «Единая Россия»

2 комментариев

  1. Игорь Макаров:

    Петр Александрович,
    Вы, как всегда скачете по верхам и анализируете поверхностные явления. Это Вам присуще.
    Суть заключается в том, что общество стало отторгать Единую Россию, и с этим уже ничего не поделаешь. Ведь КПРФ победила и в Нижегородском районе Н.Новгорода, и в Дзержинске, и в Арзамасе – с разгромным счётом (около 55 процентов!). КПРФ победила на выборах мэров таких крупных городов, как Первоуральск, Воркута, Бронницы, а недавно – в Братске.
    Петру Фёдоровичу Шульженко пора посмотреть правде в глаза и признать банкротство либеральной идеи, которая положена в основу его партии. Не надо блаженных иллюзий – Единая Россия идёт ко дну.
    А то, что «победил» Жигалов, – это хорошо. Все знают цену этой Пирровой победы чиновников. И в декабре вы увидите и в Сарове такие же результаты, как 13 марта в Арзамасе.

  2. > А также создание препон «посторонним» кандидатам в проведении предвыборной кампании. Ничего подобного в городе не зафиксировано.

    Чисто для справки. Специально нанятые ЕР люди ходили по домам и вынимали из почтовых ящиков агитацию КПРФ. Это делалось систематически, оперативно, планомерно и постоянно.

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree